В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий учащихся. Как сформировать данные действия учащихся? Одним из основных путей решения этой проблемы является использование педагогом современных образовательных технологий. При проведении уроков информатики в начальных классах МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск РБ мы используем технологию развития критического мышления (ТРКМ). Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с информационным потоком в разных областях знаний, умение выражать свои мысли ясно, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, способность самостоятельно заниматься самообучением, умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. [4]
Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс:
· развитие базовых качеств личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности);
· развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях);
· формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
· стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В содержании целей заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому мы говорим об этой технологии в рамках компетентностного подхода в образовании.
Основа ТРКМ – трехфазовая структура урока:
1. ВЫЗОВ – это начальная стадия, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ - происходит непосредственная направленная и осмысленная работа обучающегося с информацией. Ученик соотносит имеющуюся и полученную информацию, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
3. РЕФЛЕКСИЯ - это стадия размышления. Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия, построить дальнейший маршрут обучения.
Таким образом, при обучении разным учебным дисциплинам на разных ступенях обучения, базовая концепция ТРКМ отражает основные положения личностно-ориентированного обучения.
В чем же различия между традиционным уроком и урока с образовательной технологией развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы ТРКМ инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Элемент новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.
«На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей», - писал Игорь Загашев. [2]
Литература
2. Загашев И. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября». – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
3. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - №4. - с. 66 - 72. – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – №29– 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 5. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. – http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/
© Низамова О. И., Соколова Э. А., 2010
|