Пятница, 26.04.2024, 07:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя информатики Низамовой Ольги Ивановны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
В помошь родителям [3]
В помощь ученикам [2]
Поиск
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Контроль учебных достижений на уроках информатики в форме тестов и тезисов
Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экза­мен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних трех лет. Его назначение — оценить обще­образовательную подготовку по инфор­матике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и аби­туриентов с целью отбора для зачисле­ния в учреждения высшего профессио­нального образования. Как известно, в прошлом году изменился набор вступитель­ных экзаменов в вузы, теперь информа­тика является одним из четырех всту­пительных экзаменов на все технические специальности. Следовательно, количе­ство учащихся, которым необходимо сда­вать ЕГЭ по информатике, возросло. По­этому актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информати­ке, когда и в каком классе необходимо начинать соответ­ствующую подго­товку, какому на­правлению в этой работе отдать пред­почтение? Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ, — это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации на уроке системной работы по контролю учебных достижений на уроке в форме тестов. Данная проблема очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика, где не существует четкой границы между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Школьники могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью. Методологически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии. Под тестом понимается: – проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь); – инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (В. П. Беспалько); – стандартизированный метод диагностики уровня и структуры подготовленности (В. С. Аванесов); – система специально составленных заданий, решение которых имеет однозначно правильные ответы (Е. А. Михайлычев); – метод педагогической диагностики (К. Ингекамп). Примем следующее определение теста. Тест – это инструмент, состоящий из системы стандартизированных заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Отметим, что все основные функции контроля: обучающая, развивающая, мотивационная, диагностическая и прогностическая - реализуются через тестовую форму. Самое существенное требование, отличающее тест от экзамена, контрольной работы и от остальных методов контроля, - это обязательная проверка его качества. Существуют соответствующие научнообоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у школьников определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень успехов учащегося по предмету, как в целом, так и по отдельным разделам со средним уровнем учащихся в классе. К тому же, выполняя тестовые задания, каждый ученик использует знания по всем темам, предусмотренным программой. Еще одно существенное отличие тестов от традиционных методов контроля состоит в том, что использование при тестировании процедур и единых критериев оценки приводит к снижению экзаменационных стрессов. Тест — широкий инструмент и с точки зрения интервала оценивания. В этом отношении тестирование приходит в противоречие с учительским стереотипом о том, что отличную оценку нужно выставлять только в том случае, если все задания выполнены правильно. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения в изучении материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он лишен при традиционном способе оценивания. Под надежностью понимают согласованность результатов проведения теста на одной и той же группе испытуемых, но при изменении условий проведения, чаще всего либо времени, либо набора тестовых заданий. Надёжность - фундаментальная характеристика теста, которая показывает, в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Обычно для оценки надежности тест проводят два раза и сравнивают полученные тестовые баллы. Чем более схожи результаты двух тестирований, тем более высок уровень надежности тестов. Валидность теста, т. е. его пригодность для достижения поставленной цели. Валидность педагогического теста по содержанию может быть определена опытным преподавателем-экспертом, который отмечает, что задания теста: соответствуют учебной программе; охватывают всю программу; имеют высокую вероятность того, что учащийся, успешно ответивший на задания теста, знает предмет в соответствии с полученной оценкой. Тест считается валидным, если, средние результаты соответствуют большей части учащихся группы, а сами данные распределяются по нормальному закону. Если это условие не выполняется, то такой тест считается невалидным с точки зрения соответствия стандартам распределения. Мера валидности теста может определяться так же сравнением с тестом-эталоном. Трудность теста – это степень сложности в совокупности включенных в тест заданий. В процессе создания теста мера трудности регулярно проверяется на случайной выборке из того контингента, для которого тест предназначается. Если тест очень трудный, то учащиеся чаще вынуждены догадываться - какой ответ правильный, но чем чаще они прибегают к догадке, тем больше распределение результатов теста приближается к случайному распределению. Поэтому пригодность теста для оценки знаний всей массы учащихся будет ниже, чем труднее тест. Такое же влияние на надежность оказывает и легкий тест, в котором учащиеся редко догадываются, их ответы устойчивы, но между ними нет различий. Эффективность педагогического теста определяется творческим подходом составителей к разработке системы заданий, соответствующих конкретным целям тестирования. К настоящему времени в педагогическом сообществе нет единства в классификации тестов. Выделяют следующие классификации тестов: В соответствии с методологией создания теста все авторы единодушно выделяют: критериальные, предназначенные для выявления факта порога усвоения учебного материала; нормативные, обеспечивающие ранжирование учащихся по уровню усвоения материала относительно нормы. По профессиональному признаку можно определить: стандартизированные и нестандартизированные тесты. Обобщая исследования учёных, из существующего многообразия типов тестов выделяют в первую очередь те, которые могут быть соотнесены с видами контроля: предупредительным, текущим, итоговым. Это, соответственно, Установочный тест выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания. Замерив базовый уровень учащегося, учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Формирующий тест определяет прогресс достигнутого в обучении. К данному типу тестов относят базовые и диагностические. Первые включают репродуктивные задания и проводятся на уровне формирований понятий. Вторые содержат задания от репродуктивных до творческих и выявляют уровень усвоения темы или раздела программы. Итоговый тест, который чаще называют тестом школьных достижений, должен отвечать всем требованиям стандартизированного научно обоснованного теста. Проанализировав многообразие классификаций тестовых заданий, представленных в литературе, и сопоставив их с нормативными документами, целесообразно предложить следующие классификации: · по типам заданий: закрытые (задания с выбором верного ответа), открытые (задания со свободно конструированным ответом); · по видам заданий: с выбором одного верного ответа, с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия, на установление правильной последовательности, на дополнение с кратким ответом, на дополнение с развернутым ответом. Из опыта своей работы, можно сделать вывод о том, что система работы в направлении контроля учебных достижений на уроках информатики в форме тестов может быть построена следующим образом: • в среднем звене — пропедевтическая работа, а именно использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся; • в старших классах — при обобщении материалатестовые задания разного уровня сложности
при контроле знанийтесты контролирующего характера
при решении заданий ЕГЭ частей В и Стесты развивающего и контролирующего характера
при изучении нового материалатесты обучающего характера
В настоящее время ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний. положительные моменты:отрицательные моменты:
1. психологически готовит учащихся к успешному выполнению тестовых заданий ЕГЭ, 2. позволяет добиться более высокого качества контроля знаний, 3. использовать зрительное внимание, укрепляют память, 4. экономны в отношении времени урока, 5. положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания (ученикам нравиться работать с тестами), 6. обладают большой гибкостью в выявлении узких целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу каждого теста, 7. побуждают учащихся к самооценке и самоконтролю, намечают перспективы дальнейшей работы в данном направлении, 8. использование компьютеров локальной сети и Интернет, on-line тесты, делает процесс тестирования интерактивным, 9. широкое разнообразие программных средств для компьютерного тестирования, 10. позволяет провести объективную независимую оценку уровня усвоения материала. 1. создание заданий для теста требует более детальных и точных правил, для этого требуется точная и строго определенная спецификация области содержания теста, 2. некорректные формулировки заданий и ответов, не дающие явного преимущества какому-либо одному ответу, 3. неоптимальный уровень трудности, 4. формальные признаки правильного ответа (когда правильный ответ является просто более развернутой формулировкой), 5. недостаточная проработка содержания (контента) тестов, 6. не все задания детерминированы, 7. по всем предметам наши учителя и методисты составляют задания просто плохо, то по информатике — из рук вон плохо.
Однако, как бы мы с вами ни относились к тестированию, оно уже прочно вошло в нашу жизнь. А это значит, что современным школьникам необходимо привыкнуть отвечать на вопросы многочисленных тестов, а нам, учителям, нужно научиться грамотно составлять тесты (памятка «Правила практического тестирования»). На мой взгляд, тестовый контроль подходит для контроля учебных достижений на уроке, особенно теоретическим разделам, но рекомендуется использовать тесты, утвержденные Министерством образования, БИРО или, хотя бы, РМО.
Категория: Мои статьи | Добавил: Master999 (08.01.2010) | Автор: Низамова О. И.
Просмотров: 2627 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]