Четверг, 02.05.2024, 10:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя информатики Низамовой Ольги Ивановны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
В помошь родителям [3]
В помощь ученикам [2]
Поиск
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Внедрение ИКТ в общеобразовательный процесс через интегрированные уроки.
Традиционная модель образования уже не удовлетворяет новым требованиям времени. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями. 
Вместе с развитием содержания образования развиваются и методики преподавания. Одной из наиболее перспективных методик является применение в учебном процессе ИК-технологий. 
Использование данной технологии открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета и совершенствования своего педагогического мастерства, детям же использование ИКТ дает возможность интеграции полученных знаний и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. 
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Таким как: умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, правильно организовать информационный процесс, умение осуществлять поиск нужной информации.
Использование ИКТ в образовательном процессе будет полезно и интересно и учителю, т. к. появляется возможность усовершенствовать процесс обучения, и ученику, т. к. развивается мотивация к учению и творчеству, улучшается эмоционально-психологическое состояние, повышается интерес к предмету, совершенствуется компьютерная грамотность.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 
Целью использования информационных коммуникационных технологий – является применение современного программного обеспечения в решении нестандартных задач, связывание информационные технологии с другими школьными предметами, развитие умения работать с дополнительными материалами, правильно выбирать источники дополнительной информации, повышение информационной культуры современного человека. 
Важно отметить, что понятие информационной культуры формируется не только во время занятий по информатике, а также при изучении других школьных дисциплин, внедряющих ИК-технологии. 
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в преподавание школьных предметов. Интернет – это новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, главное - это понять, что это и зачем оно нам. Дети не будут ждать, когда мы познакомим их с информационным многообразием Интернета. И пока с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, именно этот ресурс необходимо использовать для активизации образовательной работы. Используя увлекательные для молодого поколения ИК-технологии, можно обеспечивать эффективность развития у учащихся творческого и исследовательского мышления.
Общество становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому именно учитель должен направить, скорректировать деятельность учащихся и научить пользоваться многогранными возможностями Интернета в образовательных целях.
В современной образовательной среде, насыщенной компьютерной техникой, учителя могут использовать как печатные, так и электронные наглядные дидактические средства. К преимуществам последних относятся: долговечность; компактность (одна электронная энциклопедия может заменить десятки печатных изданий); мульти-воздействие на органы чувств; возможность показать редкие или сложно воспроизводимые в реальных условиях явления или объекты; интерактивность; возможность организовать и фронтальный, и индивидуальный просмотр.
Одним из самых доступных для учителя экранных дидактических средств является компьютерная презентация, которую можно создать с помощью приложения MS Power Point или с помощью других программ, например Macromedia Flash.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока с использованием ИКТ, – это мощный стимул в обучении, открывающий большие возможности. Вместе с тем, существуют и некоторые затруднения и сложности в этой области. Прежде всего, это связано с необходимостью проведения таких уроков с использованием компьютерной техники, которой недостаточно в школах и учителя-предметники боятся брать на себя ответственность за её работоспособность. Но можно запланировать уроки заранее при составлении тематического плана, согласовав их проведение с учителем информатики. 
Надо сказать, что такие интегрированные уроки по разным предметам стали традиционными в нашей школе. 
Предметная система не нарушает логику каждой школьной науки, обеспечивая определенную систему знаний. Однако она не формирует у учащихся интегрального образа мира. Поэтому в системе классно-урочного обучения оптимальными путями решения данной проблемы являются интегрированные уроки, интегрированные курсы и интегрированные дни. 
Интегрированные уроки – это уроки, объединяющие блоки знаний из различных учебных предметов, которые по учебным планам преподаются как отдельные, вокруг одной темы с целью информационного и эмоционального обогащения восприятия, мышления, чувств учащихся, что дает возможность познавать данное явление с различных сторон, достигать целостности знаний. 
В современной школе выявляется несколько направлений и уровней интеграции: 
1) появление новых курсов, циклов уроков, объединяющих материал ряда предметов с сохранением их независимости существования в системе обязательных предметов. 
2) появление разовых интегрированных уроков разного уровня и более эффективного характера. 
3) определение степени участия каждого из учителей: или оба работают на уроке на равных (т.е. осуществляется диалог), или второй учитель включается лишь эпизодически.
Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей (только слайд).
Учитывая психолого-педагогические особенности интегрированных уроков и опыт их проведения, можно дать следующие методические рекомендации:
- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти.
- успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно усваивать полученные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.
- систематическое развитие педагогически целесообразных интеграций между разделами школьных предметов и курса информатики – одно из необходимых условий развития познавательных способностей у учащихся;
- межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учащихся и учителей.
Педагогический опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе интегрированный метод обучения, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно: 
- повышение познавательной активности учащихся;
- развитие коммуникативных навыков работы, как в группе, так и со своими сверстниками; 
- формирование у школьников убеждения в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира;
- становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.
Очевидно, что сейчас о полном внедрении интегрированных уроков общеобразовательный процесс говорить еще слишком рано: настолько специфичны программы и умения по разным предметам, что нарушать их целостность нельзя. Ни школоведение, ни дидактика, ни отдельные методики к этому не готовы. Но творческая практика передовых учителей, как это нередко бывает, самостоятельно ищет пути к решению задач перестройки школы, обновления системы обучения в ней.
Внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения открывает большие возможности и для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве школы и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и учениками: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.
Формирование мотивационной готовности учителя к использованию ИКТ не только в учебных, но и во внеурочной деятельности – важнейший аспект в повышении уровня обучаемости учащихся и повышении квалификации учителей.
И все таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.
В школьном деле учитель – центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависит от качеств самого учителя. 
Н.Н. Баранский 




Категория: Мои статьи | Добавил: Master999 (25.10.2009) | Автор: Низамова
Просмотров: 2143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]